Отечественный дрифт находится в постоянном движении: он быстро развивается, в него приходят новые лица, претендующие на лавры “старичков”. И все-таки есть в нем определенные столпы, некие символы, которые остаются неизменными на протяжении лет. На Дальнем Востоке одним из таких символов стал желтый Levin в кузове AE86 Сергея Щербакова – одного из самых любимых местной публикой пилотов. В этом году Сергей после двухлетнего перерыва вновь выступил в роли участника соревнований в рамках Asia Pacific D1 Primring GP 2016, и обойти стороной “возвращение легенды” было совершенно невозможно.

Забегая вперед скажу, что интервью получилось очень насыщенное, затрагивающее многие моменты современного российского дрифта.






























BKM: Сергей, твоя желтая AE86 хорошо узнается далеко за пределами Приморья. А расскажи, как ты вообще пришел в дрифт?
С.Щ.: С дрифтом познакомился в далеком 2002 году, когда случайно увидел в интернете, как на АЕ86 наваливал Кейчи Тсучия. Тогда вся Россия испытывала драговую лихорадку после выхода первого “Форсажа”. Так вот первый мой Levin АЕ85, оборудованный 4АGE Twin Cam 20, оказался сначала на дрэговой дорожке легендарного аэродрома Майхэ в поселок Штыково. Именно там я узнал, что мотор этот не едет совсем, и было решено купить 4A-GZE (суперчарджерный).

Дело затянулось на пару лет, и только в 2007 году моя машина, наконец-то, доехала до Змеинки. И сразу же… ничего не получилось (смеется). Принял участие в двух этапах, но результат был нулевой, в том числе и из-за технических проблем. Понял, что чарджер – это не совсем то, что нужно для качественного скольжения боком, и купил в Японии турбокит на мой мотор. Прошло еще два года, и в 2009 городе Артем проходит первый полноценный сезон, тогда еще называвшийся Формула Дрифт. По сути, это и было началом моей карьеры в дрифтинге. По итогам сезона я стал тогда третьим в общей табели о рангах.

BKM: Чем ты занимаешься по жизни?
С.Щ.: В обычной жизни я – обычный человек (смеется). Есть жена и дочь, при каждом удобном случае мы с ними стараемся выезжать к родителям и проводим выходные в семейном кругу. Моя работа – ремонт автомобилей. По сути, когда я еще только начинал заниматься дрифтом, то устройство машин знал очень плохо, и все, что мог – это заменить свечи и масло в двигателе. Даже мой самый первый кузов (тот, что был на драге) собирал не я сам, а известный в ралли Дмитрий Матренин aka Mit’ka. Сейчас же, именно благодаря моему увлечению, знаю устройство машин очень хорошо. Я научился красить и варить, собирать моторы. Вот только с электрикой до сих пор не могу разобраться.






























BKM: Как старожил дальневосточного дрифта, можешь рассказать о первых годах его появления, о развитии?
С.Щ.: Дрифт на Дальнем Востоке зародился на картодроме Змеинка, и я горд, что наблюдал становление этой дисциплины с самого ее начала. Тогда мы еще мало понимали основы и философию дрифта, и если ты мог проехать дугу в заносе, то уже считался хорошим дрифтером. На соревнования мог заявиться любой желающий и на любом типе привода: например, можно было наблюдать дрифтующую Honda Integra Дмитрия Семенюка, тоже, кстати, гонявшего сначала в дрэг рейсинге. Проезжать нужно было всю трассу целиком, и, как это судилось тогда, одному Богу известно. Парные заезды проводились так: сначала давали старт первому участнику, и через несколько секунд – второму. Выигрывал, как правило, тот, кого не развернуло. Но уже тогда были мастера своего дела как Андрей Тараненко и Александр Крупин, оба выступавшие на Nissan Silvia. Именно они, как правило, доезжали до финалов и боролись за чемпионство на протяжении трех лет.

Кстати говоря, вопросы безопасности, актуальные и по сей день в разных регионах, у нас учитывались уже тогда: машины были оборудованы каркасами, а пилоты обязательно надевали шлем.

И вот в 2008 к нам приезжает Номура Кен и просто переворачивает с ног на голову все наши представления о дрифте! Японец сел в Silvia Константина Авшарова и проехал самый быстрый конфиг трассы. Все, конечно, были в шоке. Но русские быстро учатся, и уже буквально на следующий день Тараненко и Сергей Пягай повторили “подвиг” Номуры, ставясь в этот поворот ничуть не хуже японца! Несомненно, приезд такого именитого пилота дал мощный толчок к дальнейшему развитию дрифта по всей стране. Видео заездов посмотрели практически все, и это вызвало бурные обсуждения на тематичных форумах.






























BKM: АE86 – классика дрифта, однако в нашей стране большая редкость. Расскажи в целом о подготовке своего Левина.
С.Щ.: Как это ни странно, но АЕ86 в нашей стране действительно очень мало используется по назначению. Многие любители этих машин покупают их не для автоспорта, а для души и затем годами приводят в порядок кузов и ремонтируют подвеску, так как возраст машины зачастую превышает возраст самого владельца. Я же начал с покупки машины аж в 2002 году, и на сегодняшний момент сменил уже три кузова. Сейчас это машина с вварным каркасом безопасности по приложению J (FIA), а мотор – все тот же турбированный “старичок” 4A-GTE.

На начальной стадии очень часто ломал трансмиссию. Ломалось все, начиная с коробки и заканчивая полуосями. Мотор-то был уже мощный, турбовый, а трансмиссия оставалась родной. В результате поставил задний мост от Крауна, а коробку передач взяли от старшего брата MARK II GX71, и на сегодняшний момент так все и остается: конфигурация проверена годами и практически неубиваемая. Еще мы облегчили кузов и без того легкого Levin путем замены всех деталей на стеклопластиковые.






























BKM: Уже не первый год отечественные дрифтеры свапают JZ и другие более мощные двигатели во все, что движется боком, а ты по-прежнему используешь 4A-GE. Тебе хватает его для конкурентной борьбы?
С.Щ.: Вопрос выбора двигателя для автомобиля у меня никогда не стоял – хотел именно этот мотор, так как он стоял с завода и не требовал доработок по кузову. Кроме того, он относительно легкий и в меру мощный (13 секунд на 402 метра). Плюс сломать его в принципе очень тяжело. Однажды я спалил три поршня, и мотор практически целиком отправился на свалку, но это была ошибка в картах настройки мозга. Больше такого не повторялось никогда: за всю мою карьеру в дрифте, не было ни одного тех схода по причине мотора.

Вообще я не являюсь приверженцем какой-либо марки авто, и мне нравятся самые разные автомобили, и не только с задним приводом. Я бы не стал доказывать с пеной у рта на каждом углу, что Toyota лучше Nissan, а JZ лучше RB или наоборот. Считаю, что плохих моторов в принципе не бывает – бывают кривые руки и некомпетентность сборщиков.

Конфиг моего автомобиля сейчас «в балансе», если можно так сказать. Его хватает для тренировок и местных мероприятий. Уровень D1 – это машины хорошо за 600+ л.с. и с диким держаком. Несомненно, в этих показателях моя машина заметно уступает машинам современного дрифта и нуждается в глобальной доработке. Но об этом в другой раз.






























BKM: Расскажи о своих достижениях в дрифте.
С.Щ.: 2009: Формула Дрифт – две победы на этапах и итоговое третье место в чемпионате.
2009: Одноэтапный кубок Владивостока на Змеинке – 1е место.
2010: РДС-Восток – две победы на этапах и итоговое 3е место по итогам года.
2010: Одноэтапный кубок Владивостока – 2е место.
2010: СДБ вошел в топ8 российских пилотов.
2011: РДС-Восток – вице-чемпион с одной победой на этапах.
2012: Drift Street Legal – три победы из четырех этапов и победа в сезоне.
2014: Первый этап РДС-Восток – разбитая машина на тренировке.

BKM: Та самая печально знаменитая авария.
С.Щ.: Начало сезона тогда выдалось довольно напряженным в плане допуска на этапы РДС-Восток, но коллегия спортивных комиссаров вынесла решение в мою пользу буквально за день до соревнований. И вот на последней практике, буквально за пол часа до начала церемонии построения я влетаю в блоки и очень серьезно повреждаю автомобиль. Его просто-напросто смяло как гармошку, ведь скорость была около 70 км/ч! Мотор и коробка не пострадали, а вот мост тоже погнулся об кардан. Каркас безопасности удержал дальнейшее разрушение кузова и, по сути, спас мои ноги от сложившегося в гармошку железа. Так что сам я практически не пострадал – только несколько дней болели ребра, и из колена удалили жидкость от ушиба.






























BKM: После той аварии, слышал, ты планировал завершить с дрифтом, однако тебе восстанавливали машину «всем миром». Как это было?
С.Щ.: Придя домой вечером, я решил, что пора заканчивать с автоспортом, так как все происходившее вокруг именно об этом и говорило: спонсоров на тот момент не было совсем, дома с деньгами тоже было не все хорошо. Открыл ноутбук и написал на своей страничке в соцсети, что решил закончить дрифт-карьеру. А утром моя страничка просто кипела возмущением людей: “Куда это ты собрался? Не отпустим! Поможем!” И помогли!!! Не остались равнодушными люди практически со всех уголков нашей страны – от Калининграда и до Камчатки. Именно тогда я понял, что означает доброта и взаимопомощь в современном обществе. С тех пор я ни на секунду не забываю, что добрых людей на самом деле очень и очень много, и именно благодаря таким людям я смог вернуть к жизни автомобиль, который, по сути, не подлежал восстановлению.

BKM: Тем не менее, пару лет ты пропустил, не участвовал в соревнованиях?
С.Щ.: Следующие два года я не участвовал в соревнованиях в качестве пилота, но с дрифтом как таковым не закончил, а стал помогать своей жене в организации Drift Street Legal на Змеинке, а в дальнейшем – D.Vision Восток в качестве главного судьи соревнований. Мы ездили по разным городам, организовывали дрифт на тех площадках, на которых до нас этого никто раньше не делал. Например, Фетисов Арена или парковка супермаркета Кашелка в Находке.






























BKM: В этом году состоялось твое возвращение, причем, не абы как, а в рамках Asia Pacific D1 Primring GP 2016. Как готовился к мероприятию и как оцениваешь свое выступление?
С.Щ.: В этом году совершенно неожиданно поступило предложение от давних друзей и в одном лице спонсоров (Slavda) поехать в качестве участника на D1 Primring GP. Начал готовить машину с середины лета и все равно не успел подготовиться как следует. Во-первых, не было опыта заездов по самой сложной конфигурации Примринга с постановкой в блоки. Во-вторых, оказался не готов к очень неровному асфальту как раз в зоне фуридаши, и легонький кузовок прыгал как лягушка на первой дуге. Так же не смог вовремя устранить проблему падения буста, и хотя ранее двигатель был настроен на стенде c результатом 360 л.с., во время гонки мотор не выдавал весь свой потенциал. Также в первый день столкнулся с проблемой в редукции, и приходилось использовать педаль сцепления намного чаще, чем того хотелось бы. В ночь на пятницу, вернувшись в гараж, был заменен редуктор, коробка и развалившийся в последней практике выжимной подшипник. Посмотрев на сцепление, всплакнул и решил оставить его на месте, т.к. замены все равно не было.

На мероприятии получил огромный опыт, и теперь имею гораздо более четкое понимание о подготовке машины к такого рода соревнованиям. Несомненно, результат мог быть и лучше – были все шансы пройти в воскресный день на парные заезды с иностранными пилотами. Однако, учитывая опыт и степень подготовки, результатом я вполне доволен. Ездить можем! Нужно больше практики и провести более тщательную работу со всем авто в целом.






























BKM: Как тебе мероприятие в целом, и что можешь сказать об уровне российских и зарубежных пилотов?
С.Щ.: D1 на Примринге проходит уже в третий раз, и раньше мне доводилось быть всего лишь зрителем, хотя, даже сидя на трибуне, ощущалась огромная энергетика и высочайший уровень организации мероприятия. А в этом году мне удалось гораздо глубже окунулся в этот мир, стать непосредственным участником и увидеть изнутри весь этот процесс. Сейчас уже известно, что организаторы продлили контракт еще на три года, а это означает что японская сторона очень довольна и доверяет Примрингу почетную миссию и дальше представлять марку D1 на территории Дальнего Востока.

Уровень японских пилотов находится в «космосе», однако некоторые наши гонщики уже сели в свои «ракеты» и готовы составить им жесткую конкуренцию. Заезд Евгения Лосева с Хибино Тецуя наглядно показывает это. Уже даже бывают случаи, когда иностранные пилоты пытаются у нас подглядывать некоторые технические нюансы! Самыми сильными пилотами со стороны России лично я считаю Гочу Чивчяна, Аркадия Цареградцева, Евгения Лосева и Дамира Идиятулина. РДС-Сибирь можно смело назвать единой командой: ребята реально делятся советами, помогают друг-другу и постоянно растут в мастерстве, что доказывают их результаты на территории всей России.

А РДС-Восток, к сожалению, результатами не радует. Ребята на отдельных этапах могут “выстрелить” но нет стабильности из-за небольшого числа тренировок, да и подготовка машин также страдает – очень много технических поломок. К счастью, талант-то никуда не делся, и поездка в Китай накануне это наглядно показала – парни выступили отлично.

Очень хотел посмотреть на заезды Чепы (Алексей Головня из Украины), жаль, что он так и не приехал. И вообще обидно, что уже третий год подряд на D1 полноценно не представлен РДС-Запад. Конечно, расстояние огромно, и все же очень хочется увидеть полноценный автовоз от этой серии в Приморье.






























BKM: Какие планы на следующий год?
С.Щ.: Планы на следующий год не строю. Но, конечно, очень хочется снова оказаться в этой невероятно мощной атмосфере с огромным количеством профессионалов своего дела от автоспорта, начиная от персонала, и заканчивая непосредственно самими пилотами международного уровня. Атмосфере мероприятия под названием Asia Pacific D1 Primring GP 2017!

Рассказ: Сергей Щербаков
Редактор: Никита Ищеулов
Фото: из личного архива пилота
Заряд энергии: ECONCAR – энергетик для моторов

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

  1. Сергей Ляхов на открытии сезона в Лужниках
    Кстати, о необычных дрифт-карах. Много ли вы знаете дрифтовых Мерседесов?...

  2. Сергей Кабаргин – воспоминания о сезоне 2013
    В самом начале дрифт-сезона 2014 пилот команда EE Team Сергей...

  3. Сергей Анкудинов зазывает в Тольятти на Challenger Tour
    Уральская сторона тоже не могла остаться «за бортом», так что...

  4. Пятничное – дрифт видео без дрифта
    Пятница – хороший день. В том числе и тем, чтобы...

  5. Официальный видео-отчет с 5 этапа RDS-Сибирь
    Как уже говорили, последние глобальные изменения в AIMOL Bokamu Drift...

Просмотров: 618


вернуться

Добавить комментарий