Раз за радом убеждаюсь, что в жизни ничего не происходит просто так. В конце 2013 года мне посчастливилось посмотреть комедию молодого иркутского режиссера Юрия Яшникова “Похабовск. Обратная сторона Сибири”, и меня просто восхитил этот фильм, который по степени легкости, правильности и профессионализма оставил – на мой взгляд – позади многие высокобюджетные работы именитых отечественных кинематографистов. С самим Юрой я познакомился значительно позже, и было это почти случайно, а этой весной узнал, что «Кинокомпания Юрия Яшникова» снимает документальный фильм про Евгения Лосева. Зная, какое качественное кино может делать Юра, меня захватила эта идея, однако, пересечься для интервью мы смогли только в сентябре за тысячи километров от наших родных городов – во Владивостоке, куда съемочная группа прилетела на Asia Pacific D1 Primring GP.






























BKM: Юра, я тебя знаю, в первую очередь, как режиссера “Похабовска”, а какой твой общий режиссерский опыт?
Ю.Я.: Ну, действительно мой дебют в кино как режиссера, сценариста и продюсера состоялся в 2013 году, когда мы с совершенно блестящей командой сделали народную комедию “Похабовск. Обратная сторона Сибири”. Это было игровое кино, и, если бы меня кто-нибудь тогда спросил, буду ли снимать документальное, с уверенностью бы ответил, что никогда не буду. Но вот прошло три года, и я по самые уши в этом: уже полгода с Женей Лосевым ездим по России, где только не побывали, а параллельно работаем над картиной “Иркутск Ивана Вырыпаева” про всемирно известного драматурга, режиссера, тоже нашего земляка. В общем, каким-то образом меня занесло в документальное кино, и я должен признаться, этому очень рад.

BKM: Чем же документальное кино так принципиально отличается от художественного?
Ю.Я. Я, если можно, одну поправку сделаю к слову “художественный”. Год назад точно также выразился бы, однако у нас в Иркутске открыли филиал ВГИКа, главного кинематографического ВУЗа страны, и там научили, что документальное кино – оно тоже художественное. Любое хорошее кино – художественное, другое дело, что оно бывает документальное и игровое. А разница проста предельно: если в игровом кино ты сначала придумываешь, что хочешь увидеть на экране, а потом все службы, работающие над картиной, воплощают этот план в жизнь, то в документальном сценарий – это больше некая гипотеза на тему того, как будет развиваться та или иная ситуация, какая проблема должна прежде всего находиться в объективе. Потому что одно и то же событие можно осветить совершенно по-разному. А самое главное, документальное кино в значительно меньшей степени предсказуемо, чем игровое. Здесь могут быть самые неожиданные сюрпризы, и, кстати, на проекте “Траектория Лосева” их было немало.






























BKM: Как раз хотел спросить о казусах на съемках.
Ю.Я.: Съемки начались весной, и мы с Женей поехали на “Красное кольцо” на РДС-Сибирь. Выезжали из Иркутска утром, светило ярчайшее солнце, и было очень-очень жарко, а уже к вечеру, на подъезде к Красноярску, снег валил так, что за лобовым стеклом видно ничего не было. И я сразу понял, что съемка, которая так красочно начинается, не может быть скучной. И Красноярск подтвердил это мнение.

Мы знали, что автомобиль Жени еще находится в состоянии конструирования, и по приезду в Красноярск, снимем последний этап постройки, запуск, и затем Женя начнет тренироваться, чтобы затем на трассе показать, на что его машина способна. И вот мы приезжаем, а машина совсем не готова. И первые съемки о том, как команда бьется по 22 часа в сутки, прикладывая все усилия к тому, чтобы она все-таки поехала. За три дня становится очевидно, что это невозможно, и Женя предлагает взять машину своего красноярского друга Георгия Чебина. И вдруг вектор фильма меняется на 180 градусов: до этого все силы были брошены на Mark, и тут его оставляют и переключаются на приведение Silvia в должное состояние. Что немаловажно – мы знали, что едем снимать фильм про чемпиона Сибири и победителя СДБ 2015, и ждали сплошные “тумбочки”, победы, кубки. И вот Женя выезжает на этой Silvia, которая вообще не едет, и он вылетает в первом же заезде. И в этот момент рождается сцена фильма, которая… мы еще не садились за монтаж, но, когда я вижу её в своей голове, пересматриваю кадры, думаю, зрители в зале будут просто плакать. Потому что чемпион оказывается в невероятно потерянной ситуации – очень драматичный будет эпизод.

Сезон для Жени выдался непростым, но мы очень рады, что завершение проходит на повышенных тонах. Третье место в Гранд Финале РДС и, на мой взгляд, совершенно блестящее выступление на Приморском кольце позволят закончить фильм очень красиво.






























BKM: А как тебя вообще затянуло в съемки этого фильма?
Ю.Я.: Первая часть ответа заключается в том, что я для себя обнаружил, что мне очень интересно смотреть документальное кино. Еще два года назад я бы сказал, что “док” – это какая-то нудятина, артхаус, и вообще, кто все это смотрит. Но я начинаю попадать на сильные документальные картины, одну за одной, и понимаю, насколько такое кино честнее игрового. Насколько более искренно люди живут свою жизнь в кадре, по сравнению с тем, как даже самые талантливые актеры чью-то выдуманную жизнь играют. У меня появляется интерес к этому виду творчества, и именно в этот момент блестящий иркутский продюсер Роман Буркало набирает мой номер и спрашивает, знаю ли я такого дрифтера Евгения Лосева. А я знать не знаю, дрифтом не интересуюсь, и вообще думаю, что дрифтеры – это такие негодяи, которые ночью будят моего сына. И вдруг оказывается, что есть в дрифте и настоящие Спортсмены с большой буквы, и один из них – иркутянин, про которого нет ни одной достойной картины. Причем, про его ближайших конкурентов – Георгия Чивчяна и Аркадия Цареградцева красноярский режиссер Анатолий Зарубин снимает потрясающие фильмы, у которых в интернете миллионы просмотров. Тогда стало понятно, что рассказать на языке кино про Евгения Лосева – это и людям будет интересно, и для нашего города важно. Так Роман предложил мне стать режиссером этой картины. Прошло полгода, и я каждую смену (так в кино называется съемочный день) про себя благодарю его за тот звонок, т.к. очень рад оказаться в проекте.

BKM: Смотрел ли ты другие схожие работы про дрифтеров? Например, фильм Никиты Шикова “Облака делают дрифтеры”.
Ю.Я. Этот фильм, к сожалению, еще не смотрел, хотя, конечно, о нем знаю. Обязательно посмотрю перед монтажом, потому что стараюсь сейчас как можно больше посмотреть фильмов о дрифте, для того, чтобы учесть опыт коллег.






























BKM: Что новое для тебя открыло столь резкое и глубокое погружение в субкультуру дрифта?
Ю.Я.: На многие вещи глаза мои открылись. Дело в том, что я смотрю на дрифт в первую очередь как режиссер, и первое, что обнаружил – это необыкновенно зрелищный, насыщенный эмоциями вид спорта. Я обратил внимание в первой же поездке, где мы оказались, как зрители ведут себя, что они испытывают, как они болеют за любимых пилотов. И понял, что зрители, приходящие на соревнования по дрифту, получают удовольствие ничуть не меньшее, чем зрители футбола, баскетбола, хоккея, которые так любят в нашей стране и в мире. Теперь я прекрасно понимаю тех, кто ходит на дрифт или любит смотреть его на экране.

А с другой стороны, с точки зрения пилотов, дрифт – это очень большая работа, и среди топовых пилотов ленивых людей нет. Они так пашут за рулем, я вижу это и по Жене, и по его коллегам. Это люди, которые любят работать руками, ногами, если говорить о пилотировании, но в первую очередь работают головой. Мне кажется, их прет то, что на принятие чрезвычайно сложных решений этот вид спорта выделяет даже не секунды – доли секунд. И тот, кто обладает большей силой воли, чей мозг способен работать в состоянии огромной перегрузки – и физической, и моральной, именно он одерживает победу, а, одержав ее, испытывает… ну, не знаю, что они там испытывают, хотя с Женей проезжал несколько кругов, и некоторое представление имею.

А еще для меня дрифт – это мир необыкновенно крепкой и искренней дружбы. Я в первую очередь говорю о сибирском чемпионате, на соревнованиях которого нам больше всего довелось снимать, потому, что Женя – сибиряк. Это настолько дружные парни, они настолько искренне желают друг другу победы, даже когда оказываются соперниками в одном заезде. Я думаю, что многие мужчины планеты позавидовали бы силе и искренности их дружбы.






























BKM: Ты путешествуешь с Женей по разным городам, турнирам, и интересен твой взгляд на них – именно с творческой точки зрения.
Ю.Я.: Из того, где довелось побывать, отметить в первую очередь хочется “Красное кольцо”, т.к. именно там наша съемочная группа наиболее полно погрузилась в события сибирского чемпионата. Есть известная поговорка, что “рыба гниет с головы”, так вот, мне кажется, что и “расцветает” она тоже с головы. Я уже сказал о том, что в РДС-Сибирь потрясающая атмосфера, и то, что я увидел, подводит меня к выводу, что это в первую очередь заслуга Аркадия Цареградцева. Он сам настолько заряжен на спорт, на честность, на развитие, что транслирует эту программу всем остальным пилотам и заражает своим подходом.

А в Кемерово мы видели один из самых потрясающих примеров отношения пилотов друг к другу. В первый же день у Дамира Идиятулина отказал мотор. Ему привезли второй, поменяли, но и тот сгорел на квалификации, и в ночь перед гонкой ему пришлось заново менять всю начинку под капотом, в чем ему помогали другие пилоты и их механики. В том числе ближайший конкурент Дмитрий Ермохин. Утром, установив-таки мотор, Дима чуть-чуть поспал, а затем с большим трудом выиграл у Дамира в финале. А ведь мог и проиграть! Но когда они ставили всю ночь этот мотор, никто об этом даже не думал – Дамиру нужна была помощь, и точка.

Ну и, конечно же, Примринг и D1. У меня сложилось впечатление, что это соревнования очень высокого уровня, потому что многое, из того, что здесь увидел, мне не доводилось наблюдать ранее. И сам объект, нужно сказать, очень серьезный – даже при текущей его реализации процентов на 20-30 от силы. Но та его будущая мощь, которая запланирована, она уже сейчас тенью лежит на том, что сделано, и накладывает свой отпечаток на соревнования. Хочется верить, что рано или поздно весь дрифт в России будет реализован на таком уровне.






























BKM: Не смотря на то, что в общении Женя – очень приятный человек, на многих он производит впечатление сурового и немногословного. А насколько легко с ним работать в рамках съемок?
Ю.Я.: Первый, кого хочется процитировать в ответ на этот вопрос, это механик, построивший Жене автомобиль, Алексей Шевченко. Увидев нас с камерами в Красноярске, он сказал: “Парни, вы же в совершенную утопию ввязались. Бывают люди не медийные, а Женя круче их всех вместе взятых!” И некоторое время у нас действительно было такое ощущение. Я думаю, оно связано с тем, что Женя – человек, живущий в своем мире, добром, позитивном, дружелюбном, но попасть в этот мир достаточно сложно. Возможно, поэтому многие нам говорили об ощущении, которые Женя вызывает со стороны, что все-таки страшно к нему подойти, слишком он здоровый, слишком агрессивно ездит – вдруг окажется, что он и в жизни такой. Преодолеть этот барьер, попасть в число людей, которым он доверяет, заняло у нас некоторое время, но после того, как съемочная группа была допущена в этот близкий его круг, оказалось, что он просто блестящий друг и замечательный герой для фильма. Женя, как говорится, подпустил нас очень близко, и именно с этим, в первую очередь, связаны надежды на то, что фильм будет интересным. Потому что, пустив на столь близкое расстояние нас, он, на самом деле, пустил туда всех будущих зрителей картины “Траектория Лосева”. И я очень рад за зрителей, ведь далеко не у всех будет возможность так близко познакомиться с Женей в жизни.






























BKM: Ну и главный вопрос – когда?
Ю.Я.: Когда мы брались за фильм, мне казалось, что это будет очень просто смонтировать. У меня есть некоторый опыт работы в документальных проектах, исходя из которого, я думал, что посидим и соберем за месяц. Но штука в том, что за эти полгода мы проведи с Женей неразлучно дней, может быть, двадцать пять – тридцать. И каждый день мы снимали часов от 5 до 10. И у нас просто огромное количество материала, только вникнуть в который, физически пересмотреть уйдет 2-3 недели. Потом надо будет это отсортировать, проанализировать… Поэтому я боюсь делать прогнозы. Мы с командой решили, что прогнозы будем делать после первой сортировки материала – только тогда сможем озвучить какой-то срок.

BKM: Ну что ж, Юра, спасибо за интересную беседу.
Ю.Я.: Я искренне благодарю ресурс Bokamu за интерес к этому фильму. Надеюсь, что, когда фильм будет подходить к финальной стадии постпродакшена, мы сможем еще раз пообщаться, и я расскажу, когда зрителям ждать картину, и где ее можно будет посмотреть.

Рассказ: Юрий Яшников, режиссер фильма “Траектория Лосева”
Редактор: Никита Ищеулов
Фото: из архива BURKALO PRODUCTION
Партнер редакции: ANIKU.RU – качественные реплики известных дисков

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

  1. Фильм о премьере фильма «Облака делают дрифтеры»
    Снять фильм, показать его в кинотеатре и в процессе показа…...

  2. Гоча в Японии 2 – трейлер фильма
    Все помнят прошлогодний фильм Зарубина «Гоча в Японии»? Он произвел...

  3. Облака делают дрифтеры
    После московской премьеры фильм Никиты Шикова «Облака делают дрифтеры» наконец...

  4. Полная версия фильма Felix in Japan
    Прошла уже пара месяцев со знаменательной поездки Феликса Читипаховяна, чемпиона...

  5. Трейлер фильма о поездке на финал D1GP от Autoprofi
    Наверное, многие видели короткие зарисовки о поездке в Японию на...

Просмотров: 2 810


вернуться

Добавить комментарий