Иркутск – город контрастов. Здесь ультрасовременные новостройки соседствуют с покосившимся, вросшими в землю столетними “деревяшками”, на улице модные бренды перемежаются с “адиками”, а в двух шагах от дорогого ресторана всегда найдется место крохотной позной. Это красивый уютный центр и старые корейские автобусы, курсирующие по нему. Здесь множество церквей, и в то же время вместо привычных иконок на торпедо маршрутки вполне может оказаться буддийская танка или даже молитвенный барабан, а затейливый узор оранжевых оградок вдоль дорог как бы говорит: “вот здесь, прямо за мной начинается ТА САМАЯ Азия”. Иркутск покоряет своей жизненной энергией, а подобные многочисленные противоречивые непоследовательности только усиливают эффект, заставляя возвращаться сюда снова и снова.

А еще в Иркутске любят дрифт. Причем, тоже не слишком последовательно: жители города в соцсетях проклинают дрифтеров, не дающих им спать по ночам, а затем с радостью приходят на соревнования и горячо болеют за любимых пилотов. При этом главным “яблоком раздора” раз за разом становился Сквер им. Кирова – центральная площадь, которую облюбовали любители пораздавать ночного угла прямо под окнами городской администрации. И, пожалуй, только в Иркутске мог состояться небывалый по своему масштабу ивент Drift Craft Show, который ровно на один день превратил Сквер в настоящую гоночную трассу и собрал просто невероятное количество горожан на автоспортивный праздник.

И именно сейчас, в декабре мне хочется еще раз вспомнить это – без каких-либо оговорок – одно из ярчайших событий уходящего года.






























На самом деле, Drift Craft Show было бы не совсем корректно рассматривать как отдельный “сферический ивент в вакууме”. Ему предшествовали годы весьма интересной истории, а проведение запустило цепь не менее интересных последствий. По весне я публиковал обзорный рассказ об иркутском дрифте и поэтому не стану повторятся, просто напомню ключевой момент: с самого зарождения дрифта в Сибири, он строился именно на спортивном соперничестве Иркутска с Красноярском. И если у пилотов второго города была отличная тренировочная база в виде “Красного кольца”, то иркутский дрифт развивался на улицах, а легальная его часть “кочевала” с одной небольшой площадки на другую. И то, и другое не устраивало иркутян: маленькие площадки не обеспечивали должного развития пилотам, а дрифт на улицах не давал покоя жителям города, поэтому вопрос строительства полноценного автодрома был предельно актуален.

Эпопея с автодромом длилась. Был период, когда нашелся инвестор, но подходящий участок никак не выделяли. Были периоды, когда городские власти, уставшие от бесконечных жалоб на ночных хулиганов, устраивали рейды и грозились “прикрыть лавочку”. Это выливалось в переговоры администрации с представителями гоночной общественности о необходимости строительства автодрома и завершалось соглашением о прекращении беспредела на дорогах в обмен на обещание “в ближайшее время что-то придумать”. Однако процесс с автодромом не сдвигался с места, и все возвращалось на круги своя.






























Главным прорывом стало выделение в 2013 году вертолетной площадки на острове Конный (который чаще зовут островом Юность по имени соседнего острова) в самом центре города для проведения тренировок и соревнований по дрифту, но и это не стало панацеей. Во-первых, доасфальтирование до более-менее приличных размеров легло на плечи организаторов Омни Дрифт Битвы, а во-вторых, даже в уже готовом варианте площадка оставалась совсем небольшой, чего откровенно не хватало по меркам современного дрифта. Ну и, конечно же, расположение в рекреационной зоне со звуком, прекрасно разлетающимся по Ангаре в сторону жилых кварталов, не способствовало долгой и спокойной жизни Юности в роли импровизированного автодрома. Особенно явно это было для новой команды организаторов дрифта – Drifttroopers во главе с Михаилом Кудрявцевым, которая постепенно подменила на “боевом посту” старых оргов.

И вновь начались долгие переговоры с администрацией о необходимости строительства полноценного автодрома, что позволит окончательно решить проблему уличных гонок и даст толчок развитию цивилизованного автоспорта в области. Параллельно Миша проталкивал давнюю мечту всех иркутских любителей дрифта о проведении большого мероприятия на Сквере им. Кирова. Этот ивент должен был стать неким рубежом, разделяющим старую жизнь, полную конфликтов и противостояний, и новую – в которой администрация города и любители автоспорта будут действовать сообща.

Не берусь даже представить, сколько сил и времени ушло на переговоры, однако администрация все-таки пошла навстречу: дрифту на Сквере дали добро. 11 июня, за день до празднования Дня России и ровно через неделю после отмечания 350-летия Иркутска состоялось знаковое Drift Craft Show, не просто поделившее жизнь дрифтеров Иркутска на “до” и “после”, но и создавшее новый формат соревнований, пришедшийся по душе всем участникам и зрителям.






























Ответственность была сумасшедшая, ведь от успеха мероприятия зависела судьба дальнейшего развития дрифта в регионе. Поэтому был включен режим строжайшей секретности: только крайне ограниченное количество человек знали, о предстоящем ивенте и рубили в зародыше любые попытки выпустить информацию вовне. По сути, полноценный анонс состоялся только за две недели до “времени Ч”, когда точка невозврата уже давно была пройдена, и не оставалось ничего другого, кроме как сделать. И сделать круто.

А для этого явно было недостаточно участия только местных пилотов – требовалось возобновить исконное гоночное противостояние с Красноярском, для чего в Иркутск отправился автовоз с болидами сильнейших пилотов РДС-Сибирь. Но и этого было недостаточно: в город на западном берегу Байкала привез машину Александр Савочкин, который представлял одновременно Владивосток и Москву. Дополнили картину трое пилотов из Монголии, с которой у Иркутска в последнее время наладились тесные автоспортивные отношения. Не менее масштабной стала и судейская коллегия. Восток в ней представлял Константин Авшаров, Сибирь – неизменный красноярский судья Александр Смирнов, а возглавил “судейку” Никита Шиков, стремящийся привнести что-то от Запада страны.






























Прилетев в Иркутск в пятницу, я ожидал увидеть кипящую работу по подготовке площади и был поражен привычной городской картиной: ездят машины, курсируют автобусы, пешеходы бегут откуда-то куда-то… Лишь бетонные блоки, аккуратно выстроившиеся в тени деревьев вдоль улицы Сухэ-Батора, намекали на то, что мероприятие все-таки состоится. Нет, я понимаю, что перекрыть центральную площадь на два дня – это слишком, но, отлично представляя объем предстоящей работы, в голове просто не укладывалось: когда они все успеют?! Впрочем, видимое спокойствие было обманчиво: работа действительно кипела, а организаторам, оперативно решающим задачу за задачей, явно предстояла очередная (сколько их уже таких было!) бессонная ночь.

Ранним утром субботы, приехав в центр, я не узнал хорошо уже знакомую площадь. Возведенные трибуны, солидная концертная сцена, расставленные блоки и фанбарьеры, курсирующая бдительная охрана. Отсеченная от основного движения улица перед гостиницей Ангара стремительно обрастала шатрами команд, на глазах превращалась в полноценный закрытый парк. Вот съемочная бригада Юры Яшникова по пятам следует за Женей Лосевым, а вот камеры попроще – на телефонах – ловят совместные фото с пилотами, уже успевшими облачиться в комбинезоны. Вступительный брифинг, и первая машина, разогнавшись по Сухэ-Батора, вылетает на площадь перед администрацией… Получилось! Только в этот момент я осознал, поверил, что все это происходит наяву. И, глядя в глаза своих иркутских друзей, видел зеркальное отражение собственных чувств. Настоящая МЕЧТА всего иркутского дрифт-сообщества сбывалась прямо здесь и сейчас, и было в этом что-то совершенно невероятное!






























#ЗДЕСЬВСЕ – этот хэштег, наверное, лучшим образом описывает участие иркутских пилотов в Drift Craft Show. Технический регламент, соответствующий РДС-Сибирь (т.е. самому простому из всех профессиональных и полупрофессиональных российских дрифт-серий) позволял выехать на недалеко ушедших от стока машинах, и этом пользовались: если собственный болид был не готов, дрифт-кар можно арендовать, а то и вовсе позаимствовать на денек по дружбе. Даже Алексей Горошко, давно переквалифицировавшийся в судью, в этот день приехал на своей броской S15, которая строилась ну совсем не для серьезных гонок – все ради того, чтобы легально дать угла по Скверу!

Квалификация прошла на одном дыхании, пилоты быстро вкатились в заданную трассу, представляющую из себя большую, скоростную и несколько усложненную во второй части “восьмерку”. Очень порадовали монголы – по ряду обстоятельств в этот раз были далеко не сильнейшие представители дрифта степной страны, однако они раз за разом качественно проезжали задание и уверенно вошли в Топ24, хоть и не на первых позициях. Почти героическим усилием четвертое место в квалификации занял Александр Савочкин, у которого почти сразу приказала долго жить вторая передача, активно использующаяся как раз во второй части трассы, однако он не сдался и вошел в топ. Ну а победу символично одержал иркутянин Евгений Лосев, показав не только самые филигранные, но и самые дымные проезды.






























К началу парных заездов все подходы к “гоночной” части Сквера были заполнены людьми – яблоку негде упасть. А особо отчаянные даже забирались на крыши стоящих по соседству домов. Десятки тысяч зрителей, горячо поддерживающих каждого участника, потрясающий антураж импровизированного закрытого парка в окружении исторических зданий, разгон от входа в “Ангару”, главную гостиницу города, фойе которой стало на этот день рейс-контролем, первая стремительная дуга мимо часовни Иконы Божией Матери Казанская и эффектная дымная “восьмерка” на площади им. Графа Сперанского, прямо напротив окон городской администрации и Института Филологии ИГУ… И все это под пристальным взором тысяч и тысяч объективов – от главных СМИ города до персональных микроблогов… Вы знаете, никаких слов не хватит, чтобы описать, суметь полностью донести до читателя ту невероятную, потрясающую атмосферу, что накрыла плотным куполом центр Иркутска. Никогда еще я не видел подобного, чтобы дрифт стал центром настоящего массового народного праздника, когда сам воздух словно трещал, заряженный позитивными эмоциями!

Однако, природе явно не хватило “спецэффектов”, и в конце Топ24 на Иркутск обрушился совершенно нежданный дождь. Да какой – настоящий тропический ливень, по-сибирски приправленный крупным градом! Честно, не знаю, что творилось на площади – эти 20-30 минут мы активно боролись, спасая от потопа оборудование в трансляционной палатке. А когда я вышел-таки под лучи вновь выглянувшего солнца, был поражен: все те тысячи зрителей были на месте. Они накрывались куртками, рюкзаками и даже, объединяясь в группы, держали над головами рекламные баннеры. И все как один, промокшие до нитки, ждали продолжения парных заездов.






























Не смотря на активную работу спецтехники по разгону воды, Топ16 прошел по сложному покрытию: чередующимся сухим и мокрым “островкам” асфальта. Это внесло немало корректив в заезды и даже приводило к весьма неожиданным последствиям. Так явный лидер дня Евгений Лосев, набравший в квалификации 100 баллов, уступил Алексею Горошко, пилоту талантливому и опытному, однако выступающему, скорее, ради самого удовольствия от участия в таком мероприятии. А наибольшую сложность вызывала глубокая лужа в конце второй дуги: приходясь на запланированное замедление трассы, она еще больше оттормаживала автомобили, уходящие здесь чуть уже заданной судьями траектории. Причем, эта лужа высохла последней и попортила немало нервов участникам и в Топ8. Так именно она стала решающим фактором в заезде Дамира Идиятулина и Александра Савочкина – едущий без второй передачи Саша просто не вытягивал на третьей такое сильное замедление из-за чего и уступил красноярцу.

Ну а настоящий фурор произвел Дмитрий Ермохин. Этот пилот отлично едет, однако долгое время держался в тени своих более именитых красноярских коллег. И, на мой взгляд, именно последовательная победа в Drift Craft Show над Аркашей Цареградцевым, Гочей Чивчяном и, в финале, Дамиром Идиятулиным раскрыла, наконец, его потенциал, что вылилось в по-настоящему мощные выступления во второй половине сезона – в том числе на Asia Pacific D1 Primring GP!






























После церемонии награждения восторженные зрители еще долго не отпускали пилотов, а в воздухе витала вся та же атмосфера городского праздника с народными гуляниями. Я же, как всегда со мной бывает после хорошего дрифта, сбросив скопившееся напряжение спортивного азарта и наблюдая за постепенно редеющей толпой на Сквере, неспешно размышлял обо всем увиденном… нет, пережитом за день. Конечно, со спортивной точки зрения “тумбочка” вновь осталась за красноярцами, однако в итоге все же победил именно Иркутск. Ведь такого мощного ивента Сибирь еще не видела. Да что там Сибирь – дрифт подобного размаха впервые был осуществлен в стране! И все это было претворено в жизнь не каким-то гигантом рынка с мощной маркетинговой службой и не госструктурой, успешно вписавшей празднество в бюджет, а небольшой группой энтузиастов, настоящих патриотов, глубоко преданных мечте развить в родном городе сильный автоспорт.

Прогуливаясь на следующий день по Скверу, я вновь был поражен: почти ничто на площади не напоминало о вчерашнем буйстве эмоций, о десятках ревущих автомобилей, затягивающих воздух густым дымом. Все чисто, аккуратно, блоки убраны, следы шин почти полностью отмыты, а кое где даже нанесена новая разметка! Да, друзья, это действительно новый уровень, и за это, за возможность погрузиться в такое потрясающее мероприятие хочется сказать огромное спасибо всей команде организаторов и лично Михаилу Кудрявцеву. Мишаня, это было нечто!






























P.S. Уже ко времени проведения Drift Craft Show было известно, что власти Иркутска выделили большую и удобную территорию для строительства полноценного автодрома. А после мероприятия было объявлено, что, поскольку постройка – дело не быстрое, на “переходный период” иркутским любителям дрифта отдается в пользование огромная асфальтовая площадка, оставшаяся после строительства Академического моста через Ангару. Ну и еще одним следствием Drift Craft Show стало – на радость жителям города – резкое снижение активности уличных гонщиков. Так что повторюсь, пожалуй: Иркутск победил!

Текст: Никита Ищеулов
Фото: Екатерина Косыгина
Мобильный партнер редакции: Highscreen – российские смартфоны

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

  1. Drift Craft Cup 28 сентября в Иркутске
    И еще одно мероприятие в Сибири в эти выходные –...

  2. Видео с Drift Craft Cup в Иркутске
    В конце сентября в Иркутске на острове Юность состоялось закрытие...

  3. Drift Craft Cup – закрытие сезона в Иркутске
    В конце сентября на острове Юность состоялось закрытие дрифт-сезона под...

  4. Видео от Weacom с 4 этапа Иркутск Дрифт Битвы (Drift Craft Cup)
    Еще один пример – Иркутск Дрифт Битва, знакомая каждому сибирскому...

  5. Видео с Ice Drift Show при участии Team Orange на Красной Площади
    Наверняка, многие, сталкиваясь с необходимостью объяснить, что такое дрифт, непосвященному...

Просмотров: 1 308


вернуться

Добавить комментарий