Отечественный дрифт развивается семимильными шагами. Даже в кризисный год он только вырос, что идет вразрез с большинством прогнозов. А еще он все теснее интегрируется в автоспортивную жизнь страны, перенастраиваясь со “стихийной” дисциплины на все более формальный лад. Этот процесс еще очень далек от завершения, однако, уже, можно сказать, необратим. Чтобы разобраться – добро это или зло, я отправился на первый Russian Motorsport Forum, который проходил в ноябре на территории Moscow Raceway под Волоколамском.






























Но для начала небольшой экскурс в новейшую историю. В общем-то, ни для кого не является секретом, что в России автоспорта нет. Т.е., конечно, проводятся соревнования, открываются новые трассы, присваиваются разряды… Однако все это остается на уровне “междусобойчика” и до широкой аудитории не доходит. Шутка ли дело – даже крупные и, казалось бы, профильные СМИ целенаправленно отказываются от новостей, посвященных российскому автоспорту из-за низких рейтингов! Неинтересная подача и малая погруженность делает автоспорт невостребованным у аудитории, низкие рейтинги снижают его присутствие в масс-медиа, а низкое присутствие в масс-медиа еще сильнее уменьшает погруженность аудитории. Вот и получается этакий “снежный ком наоборот”, когда сложности накапливаются, а фактическое присутствие… Ну вы поняли.

И тут на сцену выходит дрифт. Он предельно понятен и естественен, не пресыщен формальностями, убивающими удовольствие, и легко вписывается в формат фестивальных площадок. А еще он очень зрелищен и – что тоже немаловажно – предельно честен. Не только на стадии становления, но и сейчас большую часть дрифтеров составляют не люди с огромными бюджетами, а обычные ребята, которые по ночам в гаражах сами готовят свои машины и месяцами собирают резину. И это подкупает! До такой степени, что даже на самые простые соревнования и мероприятия устремляются сотни зрителей, а те, что хоть немного посерьезнее, собирают тысячи – немыслимые цифры для отечественного автоспорта. Да и СМИ, практически демонстративно игнорирующие российское ралли или кольцо, все больше и больше стремятся ухватить в кадр наваливающие боком “корчи”. Не говоря уже о социальных сетях, в которых дрифт безоговорочно доминирует над классическими дисциплинами.






























Официальный автоспорт долго не мог определиться со своим отношением к “молодому выскочке”, беззастенчиво перетягивающему одеяло на себя. Был период, когда дрифт “мочили”, был – когда игнорировали, а теперь вот решили включить в большую, дружную (и пока, увы, не слишком успешную) семью под названием “официальный российский автоспорт”. С одной стороны, столь яркое явление может дать новый толчок развитию всего автоспорта, заставить его измениться, развернуться в сторону массового зрителя, что позволит стать по настоящему важным и значимым явлением в жизни страны. С другой, предельная формализованность, закостенелость и малая подвижность официального автоспорта может убить на корню всю привлекательность дрифта. Russian Motorsport Forum, прошедший при поддержке Российской Автомобильной Федерации и впервые собравший на одной площадке ключевых игроков авто и мотоспорта России, а так же экспертов из десяти стран ближнего и дальнего зарубежья, стал лучшей возможностью посмотреть отечественному автоспорту в лицо (в прямом смысле этого выражения) и оценить, что же ожидает российский дрифт в ближайшей перспективе.

Главными повестками дня форума стали как раз проведение коммерчески и медийно успешных соревнований, работа со спонсорами, привлечение большого числа зрителей, популяризация автоспорта в целом и другие животрепещущие вопросы. Все это явно серьезно наболело, поэтому ради обсуждения и поиска решений собралось более трехсот участников, среди которых были и организаторы, и бренды-спонсоры, и представители органов государственной власти, гоночные команды, автодромы, агентства, профильные и не очень СМИ и многие другие.






























Стоит отметить, что подобный форум проходит первый раз, и поэтому многие его участники, подспудно ощущая важность и нужность мероприятия, на деле оказались совсем не готовы к формату. Из-за чего многие выступления, задуманные как примеры успешных кейсов, больше походили на формальные ежегодные отчеты о проделанной работе – не было в них огонька, того, что заставило бы потянуться, обратить внимание. Как и ответов на периодически возникающие “неудобные” и при этом весьма правильные вопросы из зала.

Впрочем, слушатели зачастую тоже воспринимали повестку дня слишком буквально и требовали от немногих действительно успешных ораторов, таких как Дмитрий Добровольский (РДС) и Тигран Сефирян (Dragtimes), конкретных решений “здесь и сейчас”, отказываясь принимать доносимые с трибуны общие векторы, сводящиеся к ориентированности на зрителя, которые надо просто подстроить под себя. А в частных беседах так и вовсе отмахивались, мол и так все знаем. Видимо, все-таки чего-то не знаете, коли положительного результата из года в год нет. Или знаете (там действительно нет никаких откровений), но не готовы полноценно применять на практике, ведь для этого необходимо выйти из зоны комфорта, начать меняться самим, чтобы через это менять ситуацию вокруг.






























На мой взгляд, самым интересным и показательным блоком, четко поделившим всех участников форума на “закостеневших старичков” и “прогрессивную молодежь” (не зависимо от реального возраста, разумеется), стала дискуссия о работе со СМИ, возглавляемая Марией “Blade” Мельниковой – невероятно деятельным профильным журналистом, искренне болеющим за правильное развитие автоспорта в стране. В этой беседе вскрылось практически полное разногласие по “работе на аудиторию” руководителя PR-службы SMP Racing и представителей успешных заинтересованных в российском автоспорте медиа-площадок. Было крайне странно наблюдать, как советы, объяснения, конкретные примеры и прямые руководства к действию по повышению привлекательности через СМИ раз за разом отвергались человеком, работа которого заключается как раз в подстраивании под существующие тенденции ради создания этой самой максимальной привлекательности. По окончании беседы, у меня осталось стойкое ощущение, что вся эта уйма полезнейшей информации так и не достигла адресата.

И все-таки, несмотря на все перекосы, на мой взгляд, этот форум нужен, и очень надеюсь, что он получит продолжение. Было прекрасно видно, как прогрессивная часть аудитории явно устала от застоя традиционного автоспорта, жаждет перемен и заражает своей энергией, заставляя волей-неволей начинать двигаться застывшую махину. В том числе в течение форума раз за разом от самых разных людей звучало слово “дрифт” как правильный пример, похвальный ориентир. И это очень хороший знак, т.к. означает, что дрифт – пусть зачастую и подсознательно – воспринимают именно своеобразным стимулом для пробуждения отечественного автоспорта от “летаргического сна”.






























Закрывала форум церемония награждения победителей премии “Человек года в автоспорте”. Как и основное мероприятие, она проходит первый раз и нацелена стать народной, чтобы каждый мог выдвинуть своего номинанта. Слушая имена кольцевиков, раллистов, названия краевых федераций и пр., я вспоминал совсем других людей. Мишу Кудрявцева из Иркутска, который на свои средства провел масштабное мероприятие на сквере Кирова в июне, собрав пол города, чем сподвиг местные власти на передачу удобной площадки для любителей автоспорта и выделение земли для строительства полноценного автодрома в перспективе. Сергея Манакова из Петрозаводска, который в городе, где – по его словам – вообще ничего не происходит, бахнул крутое автошоу на центральной площади и расположил городское управление на серьезное развитие этого направления. Ребят из Drift Matsuri SPb, которые за свои деньги провели больше десяти мероприятий в разных городах Северо-Запада, давая доступную возможность местным автолюбителям почувствовать себя спортсменами, а не уличными хулиганами. Команду Примринга с потрясающим ежегодным D1 Primring GP, полноценно увязавшим отечественных пилотов с лучшими зарубежными, дав нашим сильнейший стимул для развития на самом высоком уровне. Илья Федоров, Александр Булычев и Макар Черныш со всей командой тех.поддержки, которые в очень непростых условиях прекрасно провели сезон D1GP Series in China и проторили дорожку другим отечественным пилотам для успешных выступлений на международных соревнованиях.

Сколько их таких по всей стране – тех, кто тащит на своих плечах настоящее, практическое развитие автоспорта. Все они – МОИ ЛЮДИ ГОДА В АВТОСПОРТЕ. И я очень бы хотел, чтобы в следующем году именно они получили официальное признание и выступили спикерами. Т.к. именно у этих людей нужно учиться тому, как делать правильный, живой и популярный автоспорт.

Текст: Никита Ищеулов
Фото: предоставлены Russian Motorsport Forum
Заряд энергии: ECONCAR – энергетик для моторов

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

  1. Russian Drift Alliance!
    Перед выходными Ярослав Проскурнов, основатель дрифтового чемпионата PWR Series, объявил...

  2. Russian Drift Week in Japan 2013. Ebisu – колыбель дрифта
    Текст Никита Ищеулов Фото Никита Ищеулов Продолжаем серию статей о...

  3. Russian Drift AwaRDS 2012
    В прошлом году церемония награждения победителей западного отделения Российской Дрифт...

  4. Александр Смоляр о Russian Drift Week in Japan 2013
    Текст Никита Ищеулов Фото Архив РДС Каждый год Российская Дрифт...

  5. Russian Drift Week in Japan 2013. Впечатления от Японии
    Текст Никита Ищеулов Фото Никита Ищеулов Вот я и подошел...

Просмотров: 1 125


вернуться

Добавить комментарий